Как и было обещано, теперь мы займёмся непосредственно крэкингом. Начнём с базовых понятий, не спеша, шаг за шагом пополняя наш крэкерский арсенал знаний. Теоретические пробелы мы постараемся заполнить по ходу дела.
Экспериментировать мы будем, естественно, с уже знакомым нам крэкми Cruehead'а, но не ограничимся рассмотрением различных способов взлома этого несложного крэкми - по ходу мы постараемся изучить стандартные приёмы, применимые в дальнейшем к более "продвинутым" жертвам.
Итак, давайте загрузим крэкми в отладчик.
На примере данного крекми можно рассмотреть несколько общих понятий.
Точка Входа (Entry Point). Адрес инструкции, с которой стартует программа. Не путать с понятием OEP (Original Entry Point), которое мы рассмотрим чуть позже. При загрузке приложения в OllyDbg, отладчик останавливается на точке входа, анализирует код и ждёт дальнейших инструкций от пользователя.
-
В данном случае точка входа соответствует адресу 401000. Обычно в строке состояния выводится причина, по которой остановлен отладчик. Сейчас там находится сообщение о том, что мы находимся на точке входа:
-
Почти все программы на старте останавливаются на точке входа. Есть такие, которые не останавливаются, т.к. используют способы обхода отладчика. Об этих способах мы поговорим позже. Пока что примите к сведению существование подобных приёмов антиотладки.
Давайте, заодно, рассмотрим понятие DLL (динамические библиотеки) и экспортируемые ими функции.
-
Обратите внимание на выделенную инструкцию. Вместо адреса, вроде CALL 401020, в данном случае указано имя внешней функции:
CALL LoadIconA
В крайнем правом столбике выводится какая-то дополнительная информация, но что представляет собой LoadIconA?
Операционная система Windows поддерживает так называемые динамические библиотеки (файлы с расширением DLL), которые имеют тотже формат, что и обычные исполнимые файлы EXE. В динамических библиотеках содержатся функции, которые могут быть использованы другими исполнимыми файлами (EXE и DLL). Вместо статического копирования одной и тойже функции в несколько экзешников, её можно поместить в DLL, а в экзешниках указать ссылки на эту DLL. Если обьём подобных функций велик, получается неплохая экономия на размере экзешников и, что более существенно, расходуемой памяти. Базовые функции для работы с файлами, динамической памятью, процессами и потоками, графикой, звуком, сетью и т.д. и т.п. реализованы в стандартных динамических библиотеках. LoadIconA как раз и является одной из стандартных функций, реализованной в одной из стандартных библиотек - в USER32.DLL. Стандартные функции ещё называют API.
Давайте рассмотрим пример другой API'шной функции - MessageBoxA.
В окне Command Bar вводим: ? MessageBoxA
-
Получаем короткий отчёт, в котором первым делом указан настоящий адрес данной функции. Давайте пройдём по этому адресу, т.е. воспользуемся командой Go to - Expression и введём тот адрес, что выдал нам Command Bar.
-
Вводим тот адрес, что выдал Command Bar (у Вас этот адрес может быть другим!)
-
Если у Вас установлена Windows 9x, этот фокус не сработает, о чём мы подробнее поговорим ниже.
-
Сразу видим, что функция принадлежит USER32.DLL, но мы это уже знали, ведь имя DLL обычно указывается вместе с именем функции в дизассемблере (вроде CALL USER32.MessageBoxA). Ещё можно заметить, что MessageBoxA - это обычная функция, которая начинается по текущему адресу и завершается инструкцией RET. Код данной функции находится в библиотеке, а не в экзешнике, что позволяет сэкономить на размере и упрощает работу крэкера
Чтоб вернуться к текущей инструкции, достаточно нажать МИНУС. В окне Go to - Expression можно было прямо ввести MessageBoxA.
-
-
Вот, мы снова оказались внутри функции MessageBoxA из библиотеки USER32.DLL.
В имени функции важно правильно указывать строчные и прописные буквы (MessageBoxA и messageboxa - разные имена). Как же узнать правильный регистр той или иной буквы?
Нажимаем МИНУС - возвращаемся к точке входа.
-
Правая кнопка мыши в листинге: Search for - Name (label) in current module. Получаем полный список имён API'шных функций, задействованных в данном экзешнике.
-
Не нужно перечитывать весь список - чтобы найти нужную функцию, достаточно начать набирать её имя. Нажимаем M:
-
Курсор позиционируется на первой функции, имя которой начинается на M.
-
В заголовке окна выводятся буквы, по которым осуществляется поиск.
-
Правая кнопка мыши по имени функции вызывает меню со следующими опциями:
-
Опция Follow import in Disassembler подгружает эту функцию в дизассемблер - это ещё один способ попасть внутрь API'шной функции.
-
Часто новички ошибочно задают поиск символов (Search for - Name (lable) in current module), находясь при этом внутри какой-либо внешней функции. К примеру, если мы воспользуемся данной опцией внутри функции MessageBoxA, мы получим список имён функций, которые импортирует библиотека USER32.DLL, а вовсе не подопытный эзешник. В меню чётко сказано, что поиск осуществляется в текущем модуле (current module), а текущем в данном случае окажется USER32, ведь функция MessageBoxA находится именно в нём.
-
Дабы избежать подобных ошибок, не забывайте поглядывать на заголовок окна отладчика - там отображается, в частности, имя текущего модуля.
-
Даже если мы просто заглянули во внешнюю функцию в дизассемблере, а не передали управление в отладчике, т.е. функция даже не выполняется ещё, текущим модулем всё равно окажется библиотека, в которой находится внешняя функция. В таком случае нужно понажимать на МИНУС пока Вы не окажитесь в "основном" модуле, чтобы воспользоваться такими опциями как Search for - Names и т.п.
Windows NT: 2000, XP и 2003
Дальнейшее обсуждение касается операционных систем NT: 2000, XP и 2003. Если у Вас мастдай (пардон, тут автор использовал термин Windows 95/98 - прим. пер.), смею порекомендовать перейти на любую из вышеперечисленных осей, т.к. на NT OllyDbg обладает бульшими возможностями (и глючит меньше - опять прим. пер.) Если такой возможности нет, можете пропустить дальнейшее обсуждение и перейти сразу к "Приложение. Windows 9x"
-
В перечне API'шных функций, которые использует крэкми, есть ещё одна полезная опция в контекстном меню: Toggle breakpoint on import. Данная опция позволяет установить точку останова на вызове функции API.
Точку останова на вызовах конкретной API'шной функции можно установить и через Command Bar:
bp MessageBoxA
В отличие от bpx, bp ставит точку останова на первой инструкции внутри заданной функции, а не на самих инструкциях вызова (call или jmp) в текущем модуле. Давайте снова зайдём в функцию MessageBoxA (любым из вышеописанных способов) и удостоверимся, что на первой инструкции данной функции появилась точка останова. Так и есть:
-
Таким образом, при вызове функции MessageBoxA, должна сработать точка останова. Давайте нажмём F9, чтобы запустить крэкми.
-
Появилось главное окно крэкми. В меню выбираем Help - Register:
-
Вводим произвольные данные в поля Name и Serial; нажимаем OK. В этот момент должен произойти вызов функции MessageBoxA, который должна зафиксировать наша точка останова... Ага, отладчик прервал выполнение! В правом нижнем углу светится надпись Paused (будто нам и так непонятно, что процесс остановлен - прим. пер.).
-
Левее указана причина, по которой произошла остановка.
-
Там написано: "Breakpoint at USER32.MessageBoxA", что значит "Точка останова на USER32.MessageBoxA". Наша точка останова сработала.
-
В момент вызова функции можно посмотреть на значения аргументов данной функции. Аргументы API'шных функций обычно передаются через стек справа налево, согласно соглашению stdcall. Давайте рассмотрим их внимательно.
В самом верху стека хранится адрес возврата. В данном случае - 4013C1.
-
Когда мы проходили инструкции CALL и RET в подготовительной части этого цикла (Глава 7), мы имели возможность убедиться, что при вызове любой подпрограммы (т.е. функции) верхушка стека содержит адрес возврата - адрес, на который перейдёт управление, после завершения функции. В данном случае, после завершения MessageBoxA, управление перейдёт на адрес 4013C1.
Далее (т.е. ниже) идут аргументы функции. MessageBoxA принимает 4 аргумента (можете посмотреть описание функции API MessageBox в MSDN, чтобы убедиться): дескриптор родительского окна, текст сообщения, текст заголовка и стиль.
Текст сообщения - "No luck there, mate!" - констатирует, что Вы не угадали правильные параметры регистрации
Вот-вот вылезет роковое сообщение...
-
Чтобы убедиться, что текущий вызов MessageBoxA - это тот самый MessageBox, что уведомляет нас о неправильно набранном серийнике, если у Вас есть сомнения... Давайте изолируем текущий вызов, поставив точку останова на инструкции RETN 10h, которую можно найти чуть ниже. Адрес инструкции возврата у Вас, возможно, будет отличаться, но, в любом случае, это должен быть первый RET внутри функции.
-
Нажимаем F9.
-
Окно MessageBox появилось на экране. Текст заголовка и сообщения соответствует параметрам функции, которые мы только что перехватили: "Lo luck!" и "No luck there, mate!". Серийник не подошёл
Нажимаем "Да" - срабатывает точка останова на RETN 10h.
-
Таким образом, можно заключить, что сообщение выскочило в процессе выполнения функции MessageBoxA.
Чем отличается RETN 10h от обычного RET? Обычный RET просто вернул бы управление на адрес возврата - 4013C1.
-
Из стека извлекается адрес возврата. Указатель на верхушку стека перемещается на 4 байта вниз (точнее, в сторону старших адресов). Таким образом, ESP увеличивается на 4 в результате выполнения инструкции RET. В случае с RET 10h, в добавок к тому, что делает обычный RET, ESP увеличивается ещё на 10h. В общей сложности, к значению ESP прибавляется 10h + 4 = 14h = 20. Давайте проверим: нажимаем F7.
Дальнейшее обсуждение касается обоих семейств Windows: 9x и NT.
-
Вот мы и вернулись из API-функции обратно в код крэкми. Обратите внимание, что указатель верхушки стека сдвинулся на 20 байт вниз, как и следовало ожидать, т.е. RET N не просто извлекает из стека адрес возврата, но и очищает аргументы, переданные в функцию, как того требует соглашение stdcall.
-
В данный момент крэкми уже точно знает, что серийник не верен и даже успел нам об этом сообщить. На данном этапе уже поздно что-либо предпринимать. Нажимаем F9.
-
-
Снова срабатывает точка останова. Оказывается, крэкми решил снова вывести сообщение о неправильном серийнике, будто мы успели забыть, что серийник не подошёл
-
Адрес возврата на этот раз указывает на 40137D. Давайте посмотрим, что за код находится по этому адресу. Для этого можно воспользоваться опцией Go to - Expression: 40137D. Или прямо по правому щелчку в верхней ячейке стека - Follow in Disassembler.
-
Сразу над строчкой по адресу возврата (40137D) находится инструкция CALL, которая вызвала функцию MessageBox (401378).
-
Чуть выше виден другой MessageBox, но с совершенно другим текстом: Great work, mate! Похоже, что это сообщение выскакивает, если серийник оказывается правильным Для начала было бы неплохо попасть на тот другой MessageBox, вместо того, что вот-вот покажется на экране.
-
Предварительный анализ проделанный отладчиком показывает, что данный код входит в состав функции, о чём свидетельствует жирная скобка в колонке с машинным кодом. Таких функций несколько: одна начинается по адресу 401362 и содержит сообщение "No luck...", другая - "Great work..." и начинается по адресу 40134D.
Если выделить первую строчку функции "No luck..." (по адресу 401362), в окне подсказки покажется следующая информация:
-
Отладчик в курсе откуда вызывается данная функция, но так бывает только с прямыми вызовами! Щелчёк правой кнопкой мыши - Go to - CALL from 401245.
-
-
Занятненько... Перед нами типичный код сравнения некоторого значения, в результате которого вызывается одна из тех двух функций с сообщениями: "No luck..." и "Great work...". Такое нельзя пропускать! Ставим точку останова на условный переход.
-
За одно, убираем точки останова на MessageBox. Это можно сделать через окно , т.е. Breakpoints:
-
-
Правая кнопка мыши - Remove. Таким образом убираем обе точки останова на MessageBox и оставляем только свежепоставленную точку на том подозрительном условном переходе.
-
Командуем Run (F9), принимаем сообщение "No luck...", которое мы только что трассировали. Снова вводим имя и серийник (используйте те же, что и на снимке).
-
Нажимаем OK.
-
Переход не осуществляется, т.к. предварительное сравнение EAX и EBX обернулось неравенством. Таким образом, выполняется вызов CALL 401362 - там нехорошее сообщение, если кто-то уже забыл. Можете нажать правую кнопку мыши - Follow и освежить память.
-
А что будет, если повлиять на условие перехода, изменив значение флага Z? Двойной щелчёк по флагу в окне регистров меняет его текущее состояние на протовоположное.
-
Установленный флаг Z означает, что EAX = EBX, т.е. разность EAX - EBX равна нулю. Переход осуществляется.
-
Теперь вызовется другая функция. Смотрим через Follow:
-
Нажимаем Run (F9) ))
-
Значит, то сравнение является ключевым моментом в проверке правильности серийника. Если значения EAX и EBX равны, выскакивает "хорошее" сообщение, иначе выводится "Lo luck...". Раньше мы заметили, что "нехорошие" сообщения в коде имеются в двух экземплярах, но в последний раз выскочило только одно из них. Когда крэкми замечает, что в имени есть цифры (в ricnar456 как раз они есть), сначала выводится одно сообщение, а потом, после ключевого сравнения, выводится ещё одно. Давайте проверим ещё раз.
-
Вводим имя, содержащее цифры. Нажимаем OK.
-
Появляется сообщение о неправильном серийнике и уже ПОСЛЕ этого срабатывает точка останова на условном переходе!
-
Потом появляется окончательное сообщение. Когда мы первый раз остановились на входе в MessageBox (на начальной стадии данного пособия), это был тот первый MessageBox, т.е. не окончательный.
-
Адрес возврата соответствовал 4013C1.
-
В окне дизассемблера выделена функция (см. жирную скобку), начинающаяся по адресу 40137E и заканчивающаяся по адресу 4013C1: там находится завершающий RET сразу после вызова MessageBox.
Обратите внимание, что по адресу 4013AC есть стрелочка (>), а это значит, что данный адрес используется в каком-то прямом переходе. Давайте выделим эту строчку, чтобы узнать где находится этот переход.
-
Перед нами ещё одно сравнение и условный переход, который приводит к отображению нехорошего сообщения. Давайте поставим точку останова в этом месте.
-
Снова пускаем приложение (RUN); принимаем сообщение; опять вводим наши дежурные данные регистрации (имя содержащее цифры!) и опять нажимаем OK.
-
Данный код проверяет все буквы в имени пользователя. Злосчастный переход осуществляется, как только встретится цифра. При каждом прохождении цикла срабатывает точка останова. Нажмите F9 - остановка произойдёт уже на 2й букве.
На седьмом прохождении цикла (первая цифра в имени ricnar456 - это ‘4’ и занимает 7ую позицию) переход будет осуществлён, но мы этому воспрепятствуем
-
-
Условный переход JB осуществляется в зависимости от состояния флага C. Делаем двойной щелчёк по этому флагу, чтобы изменить его состояние.
-
Таким образом, переход не будет выполнен. Повторяем фокус с флагом для 2х оставшихся цифер, чтобы не сработал этот переход.
-
Далее мы попадаем на сравнение EAX и EBX, где нужно повлиять на флаг Z, как в прошлый раз, чтобы переход осуществился.
-
Нажимаем F9.
-
Не будем же мы всё время ручками менять флаги C и Z?! Настало время рассмотреть каким образом это дело можно зафиксировать, чтобы крэкми безропотно принимал любой серийник, причём вне отладчика.
Выделяем первый условный переход (где мы поставили точку останова).
-
Чтоб этот переход не выполнялся никогда, независимо от состояния флага C, его можно просто и грубо забить инструкциями NOP. Нажимаем на данном переходе пробел и вводим NOP.
-
-
Точку останова уже можно убрать. Для этого достаточно нажать F2.
-
Идём ко второму ключевому условному переходу.
-
В данном случае нам нужно, чтобы переход всегда выполнялся. Для этого его можно сделать безусловным, т.е. поменять JE на JMP.
-
-
Давайте снимем и эту точку останова (F2). Пока ещё не выходим из OllyDbg! Чтобы опробовать в свободном полёте наши достижения, нажимаем F9.
-
Нажимаем OK.
-
Все изменения проделанные через опцию Assemble (пробел) улетучиваются при закрытии программы в отладчике. Эти изменения осуществляются в памяти и никак не влияют на оригинальный образ в экзешнике. Чтобы применить изменения к образу в экзешнике, делаем следующие манипуляции:
-
Правый щелчёк в любом месте листинга - Copy to executable - All modifications. Далее выводится следующий запрос:
-
Выбираем опцию Copy all чтобы перенести все изменения (в данном случае ими являются двойной NOP и один JMP).
-
Открывается новое окно, в котором нужно опять сделать правый щелчёк - Save file.
-
-
Сохраняем файл под НОВЫМ именем (старый экзешник нам ещё пригодится, да и перезаписать его всё равно не получится, т.к. он всё ещё загружен операционной системой). Назовём новый экзешник CRACKME2.EXE.
-
Вот, теперь можно, наконец, закрыть OllyDbg.
-
Запускаем новую версию крэкми (уже вне отладчика) и проверяем, что регистрация проходит успешно при указании любого серийника.
- Задаём Help - Register:
- Нажимаем OK.
-
Вот мы и пропатчили крэкми! Но этого мало - в дальнейшем попробуем реверсировать полностью алгоритм проверки серийника, чтобы получить настоящие регистрационные данные, без использования патча. Но для этого надо ещё многому научиться.
Приложение. Windows 9x
В мастдае возможности отладчика ограничены. К примеру, нельзя ставить точки останова прямо на вызовы API-функций, как было показано на примере MessageBox в NT/XP. При выполнении поиска API-функций по импорту:
-
Получаем аналогичный список импортируемых символов, но опция Toggle breakpoint on import не будет доступна, т.к. 9x не позволяет ставить точки останова прямо на внешние функции.
-
В остальном, контекстное меню будет сходным с полнофункциональным вариантом в NT.
-
Таким образом, вызовы API-функций могут идти в обход точек останова. Достаточно вызвать функцию косвенным образом, чтобы анализатор не смог его автоматически засечь, и точка останова уже не сработает. Досадное ограничение, в общем.
Вместо одной точки останова на начало функции MessageBox в данном случае Вам придётся поставить 3 точки останова (F2): по одной на каждый вызов MessageBox, которые выводятся в списке внешних символов.
-
Нажимаем Run (F9); выбираем опцию Help - Register; вводим следующие регистрационные данные:
-
Нажимаем OK - срабатывает одна из точек останова.
-
В NT/XP в этом месте мы ставили ещё одну точку останова на инструкции RET, внутри функции MessageBox. В 9х мы это не можем сделать, т.к. внутрь функции нас не пускают. Поэтому ограничимся точкой останова на следующей после CALL инструкции, т.е. уже после возвращения из функции.
-
Аналогично поступаем в любой подобной ситуации по ходу развития учебного цикла. В 9х вместо точек останова на обращениях к внешим функциям, их приходится ставить на ссылки в конкретных вызовах. Теперь можете вернуться к основному материалу статьи , где написано:
Дальнейшее обсуждение касается обоих семейств Windows: 9x и NT.
Экспериментировать мы будем, естественно, с уже знакомым нам крэкми Cruehead'а, но не ограничимся рассмотрением различных способов взлома этого несложного крэкми - по ходу мы постараемся изучить стандартные приёмы, применимые в дальнейшем к более "продвинутым" жертвам.
Итак, давайте загрузим крэкми в отладчик.
На примере данного крекми можно рассмотреть несколько общих понятий.
Точка Входа (Entry Point). Адрес инструкции, с которой стартует программа. Не путать с понятием OEP (Original Entry Point), которое мы рассмотрим чуть позже. При загрузке приложения в OllyDbg, отладчик останавливается на точке входа, анализирует код и ждёт дальнейших инструкций от пользователя.
-
В данном случае точка входа соответствует адресу 401000. Обычно в строке состояния выводится причина, по которой остановлен отладчик. Сейчас там находится сообщение о том, что мы находимся на точке входа:
-
Почти все программы на старте останавливаются на точке входа. Есть такие, которые не останавливаются, т.к. используют способы обхода отладчика. Об этих способах мы поговорим позже. Пока что примите к сведению существование подобных приёмов антиотладки.
Давайте, заодно, рассмотрим понятие DLL (динамические библиотеки) и экспортируемые ими функции.
-
Обратите внимание на выделенную инструкцию. Вместо адреса, вроде CALL 401020, в данном случае указано имя внешней функции:
CALL LoadIconA
В крайнем правом столбике выводится какая-то дополнительная информация, но что представляет собой LoadIconA?
Операционная система Windows поддерживает так называемые динамические библиотеки (файлы с расширением DLL), которые имеют тотже формат, что и обычные исполнимые файлы EXE. В динамических библиотеках содержатся функции, которые могут быть использованы другими исполнимыми файлами (EXE и DLL). Вместо статического копирования одной и тойже функции в несколько экзешников, её можно поместить в DLL, а в экзешниках указать ссылки на эту DLL. Если обьём подобных функций велик, получается неплохая экономия на размере экзешников и, что более существенно, расходуемой памяти. Базовые функции для работы с файлами, динамической памятью, процессами и потоками, графикой, звуком, сетью и т.д. и т.п. реализованы в стандартных динамических библиотеках. LoadIconA как раз и является одной из стандартных функций, реализованной в одной из стандартных библиотек - в USER32.DLL. Стандартные функции ещё называют API.
Давайте рассмотрим пример другой API'шной функции - MessageBoxA.
В окне Command Bar вводим: ? MessageBoxA
-
Получаем короткий отчёт, в котором первым делом указан настоящий адрес данной функции. Давайте пройдём по этому адресу, т.е. воспользуемся командой Go to - Expression и введём тот адрес, что выдал нам Command Bar.
-
Вводим тот адрес, что выдал Command Bar (у Вас этот адрес может быть другим!)
-
Если у Вас установлена Windows 9x, этот фокус не сработает, о чём мы подробнее поговорим ниже.
-
Сразу видим, что функция принадлежит USER32.DLL, но мы это уже знали, ведь имя DLL обычно указывается вместе с именем функции в дизассемблере (вроде CALL USER32.MessageBoxA). Ещё можно заметить, что MessageBoxA - это обычная функция, которая начинается по текущему адресу и завершается инструкцией RET. Код данной функции находится в библиотеке, а не в экзешнике, что позволяет сэкономить на размере и упрощает работу крэкера
Чтоб вернуться к текущей инструкции, достаточно нажать МИНУС. В окне Go to - Expression можно было прямо ввести MessageBoxA.
-
-
Вот, мы снова оказались внутри функции MessageBoxA из библиотеки USER32.DLL.
В имени функции важно правильно указывать строчные и прописные буквы (MessageBoxA и messageboxa - разные имена). Как же узнать правильный регистр той или иной буквы?
Нажимаем МИНУС - возвращаемся к точке входа.
-
Правая кнопка мыши в листинге: Search for - Name (label) in current module. Получаем полный список имён API'шных функций, задействованных в данном экзешнике.
-
Не нужно перечитывать весь список - чтобы найти нужную функцию, достаточно начать набирать её имя. Нажимаем M:
-
Курсор позиционируется на первой функции, имя которой начинается на M.
-
В заголовке окна выводятся буквы, по которым осуществляется поиск.
-
Правая кнопка мыши по имени функции вызывает меню со следующими опциями:
-
Опция Follow import in Disassembler подгружает эту функцию в дизассемблер - это ещё один способ попасть внутрь API'шной функции.
-
Часто новички ошибочно задают поиск символов (Search for - Name (lable) in current module), находясь при этом внутри какой-либо внешней функции. К примеру, если мы воспользуемся данной опцией внутри функции MessageBoxA, мы получим список имён функций, которые импортирует библиотека USER32.DLL, а вовсе не подопытный эзешник. В меню чётко сказано, что поиск осуществляется в текущем модуле (current module), а текущем в данном случае окажется USER32, ведь функция MessageBoxA находится именно в нём.
-
Дабы избежать подобных ошибок, не забывайте поглядывать на заголовок окна отладчика - там отображается, в частности, имя текущего модуля.
-
Даже если мы просто заглянули во внешнюю функцию в дизассемблере, а не передали управление в отладчике, т.е. функция даже не выполняется ещё, текущим модулем всё равно окажется библиотека, в которой находится внешняя функция. В таком случае нужно понажимать на МИНУС пока Вы не окажитесь в "основном" модуле, чтобы воспользоваться такими опциями как Search for - Names и т.п.
Windows NT: 2000, XP и 2003
Дальнейшее обсуждение касается операционных систем NT: 2000, XP и 2003. Если у Вас мастдай (пардон, тут автор использовал термин Windows 95/98 - прим. пер.), смею порекомендовать перейти на любую из вышеперечисленных осей, т.к. на NT OllyDbg обладает бульшими возможностями (и глючит меньше - опять прим. пер.) Если такой возможности нет, можете пропустить дальнейшее обсуждение и перейти сразу к "Приложение. Windows 9x"
-
В перечне API'шных функций, которые использует крэкми, есть ещё одна полезная опция в контекстном меню: Toggle breakpoint on import. Данная опция позволяет установить точку останова на вызове функции API.
Точку останова на вызовах конкретной API'шной функции можно установить и через Command Bar:
bp MessageBoxA
В отличие от bpx, bp ставит точку останова на первой инструкции внутри заданной функции, а не на самих инструкциях вызова (call или jmp) в текущем модуле. Давайте снова зайдём в функцию MessageBoxA (любым из вышеописанных способов) и удостоверимся, что на первой инструкции данной функции появилась точка останова. Так и есть:
-
Таким образом, при вызове функции MessageBoxA, должна сработать точка останова. Давайте нажмём F9, чтобы запустить крэкми.
-
Появилось главное окно крэкми. В меню выбираем Help - Register:
-
Вводим произвольные данные в поля Name и Serial; нажимаем OK. В этот момент должен произойти вызов функции MessageBoxA, который должна зафиксировать наша точка останова... Ага, отладчик прервал выполнение! В правом нижнем углу светится надпись Paused (будто нам и так непонятно, что процесс остановлен - прим. пер.).
-
Левее указана причина, по которой произошла остановка.
-
Там написано: "Breakpoint at USER32.MessageBoxA", что значит "Точка останова на USER32.MessageBoxA". Наша точка останова сработала.
-
В момент вызова функции можно посмотреть на значения аргументов данной функции. Аргументы API'шных функций обычно передаются через стек справа налево, согласно соглашению stdcall. Давайте рассмотрим их внимательно.
В самом верху стека хранится адрес возврата. В данном случае - 4013C1.
-
Когда мы проходили инструкции CALL и RET в подготовительной части этого цикла (Глава 7), мы имели возможность убедиться, что при вызове любой подпрограммы (т.е. функции) верхушка стека содержит адрес возврата - адрес, на который перейдёт управление, после завершения функции. В данном случае, после завершения MessageBoxA, управление перейдёт на адрес 4013C1.
Далее (т.е. ниже) идут аргументы функции. MessageBoxA принимает 4 аргумента (можете посмотреть описание функции API MessageBox в MSDN, чтобы убедиться): дескриптор родительского окна, текст сообщения, текст заголовка и стиль.
Текст сообщения - "No luck there, mate!" - констатирует, что Вы не угадали правильные параметры регистрации
Вот-вот вылезет роковое сообщение...
-
Чтобы убедиться, что текущий вызов MessageBoxA - это тот самый MessageBox, что уведомляет нас о неправильно набранном серийнике, если у Вас есть сомнения... Давайте изолируем текущий вызов, поставив точку останова на инструкции RETN 10h, которую можно найти чуть ниже. Адрес инструкции возврата у Вас, возможно, будет отличаться, но, в любом случае, это должен быть первый RET внутри функции.
-
Нажимаем F9.
-
Окно MessageBox появилось на экране. Текст заголовка и сообщения соответствует параметрам функции, которые мы только что перехватили: "Lo luck!" и "No luck there, mate!". Серийник не подошёл
Нажимаем "Да" - срабатывает точка останова на RETN 10h.
-
Таким образом, можно заключить, что сообщение выскочило в процессе выполнения функции MessageBoxA.
Чем отличается RETN 10h от обычного RET? Обычный RET просто вернул бы управление на адрес возврата - 4013C1.
-
Из стека извлекается адрес возврата. Указатель на верхушку стека перемещается на 4 байта вниз (точнее, в сторону старших адресов). Таким образом, ESP увеличивается на 4 в результате выполнения инструкции RET. В случае с RET 10h, в добавок к тому, что делает обычный RET, ESP увеличивается ещё на 10h. В общей сложности, к значению ESP прибавляется 10h + 4 = 14h = 20. Давайте проверим: нажимаем F7.
Дальнейшее обсуждение касается обоих семейств Windows: 9x и NT.
-
Вот мы и вернулись из API-функции обратно в код крэкми. Обратите внимание, что указатель верхушки стека сдвинулся на 20 байт вниз, как и следовало ожидать, т.е. RET N не просто извлекает из стека адрес возврата, но и очищает аргументы, переданные в функцию, как того требует соглашение stdcall.
-
В данный момент крэкми уже точно знает, что серийник не верен и даже успел нам об этом сообщить. На данном этапе уже поздно что-либо предпринимать. Нажимаем F9.
-
-
Снова срабатывает точка останова. Оказывается, крэкми решил снова вывести сообщение о неправильном серийнике, будто мы успели забыть, что серийник не подошёл
-
Адрес возврата на этот раз указывает на 40137D. Давайте посмотрим, что за код находится по этому адресу. Для этого можно воспользоваться опцией Go to - Expression: 40137D. Или прямо по правому щелчку в верхней ячейке стека - Follow in Disassembler.
-
Сразу над строчкой по адресу возврата (40137D) находится инструкция CALL, которая вызвала функцию MessageBox (401378).
-
Чуть выше виден другой MessageBox, но с совершенно другим текстом: Great work, mate! Похоже, что это сообщение выскакивает, если серийник оказывается правильным Для начала было бы неплохо попасть на тот другой MessageBox, вместо того, что вот-вот покажется на экране.
-
Предварительный анализ проделанный отладчиком показывает, что данный код входит в состав функции, о чём свидетельствует жирная скобка в колонке с машинным кодом. Таких функций несколько: одна начинается по адресу 401362 и содержит сообщение "No luck...", другая - "Great work..." и начинается по адресу 40134D.
Если выделить первую строчку функции "No luck..." (по адресу 401362), в окне подсказки покажется следующая информация:
-
Отладчик в курсе откуда вызывается данная функция, но так бывает только с прямыми вызовами! Щелчёк правой кнопкой мыши - Go to - CALL from 401245.
-
-
Занятненько... Перед нами типичный код сравнения некоторого значения, в результате которого вызывается одна из тех двух функций с сообщениями: "No luck..." и "Great work...". Такое нельзя пропускать! Ставим точку останова на условный переход.
-
За одно, убираем точки останова на MessageBox. Это можно сделать через окно , т.е. Breakpoints:
-
-
Правая кнопка мыши - Remove. Таким образом убираем обе точки останова на MessageBox и оставляем только свежепоставленную точку на том подозрительном условном переходе.
-
Командуем Run (F9), принимаем сообщение "No luck...", которое мы только что трассировали. Снова вводим имя и серийник (используйте те же, что и на снимке).
-
Нажимаем OK.
-
Переход не осуществляется, т.к. предварительное сравнение EAX и EBX обернулось неравенством. Таким образом, выполняется вызов CALL 401362 - там нехорошее сообщение, если кто-то уже забыл. Можете нажать правую кнопку мыши - Follow и освежить память.
-
А что будет, если повлиять на условие перехода, изменив значение флага Z? Двойной щелчёк по флагу в окне регистров меняет его текущее состояние на протовоположное.
-
Установленный флаг Z означает, что EAX = EBX, т.е. разность EAX - EBX равна нулю. Переход осуществляется.
-
Теперь вызовется другая функция. Смотрим через Follow:
-
Нажимаем Run (F9) ))
-
Значит, то сравнение является ключевым моментом в проверке правильности серийника. Если значения EAX и EBX равны, выскакивает "хорошее" сообщение, иначе выводится "Lo luck...". Раньше мы заметили, что "нехорошие" сообщения в коде имеются в двух экземплярах, но в последний раз выскочило только одно из них. Когда крэкми замечает, что в имени есть цифры (в ricnar456 как раз они есть), сначала выводится одно сообщение, а потом, после ключевого сравнения, выводится ещё одно. Давайте проверим ещё раз.
-
Вводим имя, содержащее цифры. Нажимаем OK.
-
Появляется сообщение о неправильном серийнике и уже ПОСЛЕ этого срабатывает точка останова на условном переходе!
-
Потом появляется окончательное сообщение. Когда мы первый раз остановились на входе в MessageBox (на начальной стадии данного пособия), это был тот первый MessageBox, т.е. не окончательный.
-
Адрес возврата соответствовал 4013C1.
-
В окне дизассемблера выделена функция (см. жирную скобку), начинающаяся по адресу 40137E и заканчивающаяся по адресу 4013C1: там находится завершающий RET сразу после вызова MessageBox.
Обратите внимание, что по адресу 4013AC есть стрелочка (>), а это значит, что данный адрес используется в каком-то прямом переходе. Давайте выделим эту строчку, чтобы узнать где находится этот переход.
-
Перед нами ещё одно сравнение и условный переход, который приводит к отображению нехорошего сообщения. Давайте поставим точку останова в этом месте.
-
Снова пускаем приложение (RUN); принимаем сообщение; опять вводим наши дежурные данные регистрации (имя содержащее цифры!) и опять нажимаем OK.
-
Данный код проверяет все буквы в имени пользователя. Злосчастный переход осуществляется, как только встретится цифра. При каждом прохождении цикла срабатывает точка останова. Нажмите F9 - остановка произойдёт уже на 2й букве.
На седьмом прохождении цикла (первая цифра в имени ricnar456 - это ‘4’ и занимает 7ую позицию) переход будет осуществлён, но мы этому воспрепятствуем
-
-
Условный переход JB осуществляется в зависимости от состояния флага C. Делаем двойной щелчёк по этому флагу, чтобы изменить его состояние.
-
Таким образом, переход не будет выполнен. Повторяем фокус с флагом для 2х оставшихся цифер, чтобы не сработал этот переход.
-
Далее мы попадаем на сравнение EAX и EBX, где нужно повлиять на флаг Z, как в прошлый раз, чтобы переход осуществился.
-
Нажимаем F9.
-
Не будем же мы всё время ручками менять флаги C и Z?! Настало время рассмотреть каким образом это дело можно зафиксировать, чтобы крэкми безропотно принимал любой серийник, причём вне отладчика.
Выделяем первый условный переход (где мы поставили точку останова).
-
Чтоб этот переход не выполнялся никогда, независимо от состояния флага C, его можно просто и грубо забить инструкциями NOP. Нажимаем на данном переходе пробел и вводим NOP.
-
-
Точку останова уже можно убрать. Для этого достаточно нажать F2.
-
Идём ко второму ключевому условному переходу.
-
В данном случае нам нужно, чтобы переход всегда выполнялся. Для этого его можно сделать безусловным, т.е. поменять JE на JMP.
-
-
Давайте снимем и эту точку останова (F2). Пока ещё не выходим из OllyDbg! Чтобы опробовать в свободном полёте наши достижения, нажимаем F9.
-
Нажимаем OK.
-
Все изменения проделанные через опцию Assemble (пробел) улетучиваются при закрытии программы в отладчике. Эти изменения осуществляются в памяти и никак не влияют на оригинальный образ в экзешнике. Чтобы применить изменения к образу в экзешнике, делаем следующие манипуляции:
-
Правый щелчёк в любом месте листинга - Copy to executable - All modifications. Далее выводится следующий запрос:
-
Выбираем опцию Copy all чтобы перенести все изменения (в данном случае ими являются двойной NOP и один JMP).
-
Открывается новое окно, в котором нужно опять сделать правый щелчёк - Save file.
-
-
Сохраняем файл под НОВЫМ именем (старый экзешник нам ещё пригодится, да и перезаписать его всё равно не получится, т.к. он всё ещё загружен операционной системой). Назовём новый экзешник CRACKME2.EXE.
-
Вот, теперь можно, наконец, закрыть OllyDbg.
-
Запускаем новую версию крэкми (уже вне отладчика) и проверяем, что регистрация проходит успешно при указании любого серийника.
- Задаём Help - Register:
- Нажимаем OK.
-
Вот мы и пропатчили крэкми! Но этого мало - в дальнейшем попробуем реверсировать полностью алгоритм проверки серийника, чтобы получить настоящие регистрационные данные, без использования патча. Но для этого надо ещё многому научиться.
Приложение. Windows 9x
В мастдае возможности отладчика ограничены. К примеру, нельзя ставить точки останова прямо на вызовы API-функций, как было показано на примере MessageBox в NT/XP. При выполнении поиска API-функций по импорту:
-
Получаем аналогичный список импортируемых символов, но опция Toggle breakpoint on import не будет доступна, т.к. 9x не позволяет ставить точки останова прямо на внешние функции.
-
В остальном, контекстное меню будет сходным с полнофункциональным вариантом в NT.
-
Таким образом, вызовы API-функций могут идти в обход точек останова. Достаточно вызвать функцию косвенным образом, чтобы анализатор не смог его автоматически засечь, и точка останова уже не сработает. Досадное ограничение, в общем.
Вместо одной точки останова на начало функции MessageBox в данном случае Вам придётся поставить 3 точки останова (F2): по одной на каждый вызов MessageBox, которые выводятся в списке внешних символов.
-
Нажимаем Run (F9); выбираем опцию Help - Register; вводим следующие регистрационные данные:
-
Нажимаем OK - срабатывает одна из точек останова.
-
В NT/XP в этом месте мы ставили ещё одну точку останова на инструкции RET, внутри функции MessageBox. В 9х мы это не можем сделать, т.к. внутрь функции нас не пускают. Поэтому ограничимся точкой останова на следующей после CALL инструкции, т.е. уже после возвращения из функции.
-
Аналогично поступаем в любой подобной ситуации по ходу развития учебного цикла. В 9х вместо точек останова на обращениях к внешим функциям, их приходится ставить на ссылки в конкретных вызовах. Теперь можете вернуться к основному материалу статьи , где написано:
Дальнейшее обсуждение касается обоих семейств Windows: 9x и NT.