В данной статье я постараюсь осветить достаточно интересную для многих тему - финансовые пирамиды, расскажу немного про их появление, развитие в реальном мире и интернете, основополагающие законы деятельности подобных проектов. Речь пойдёт в том числе о нескольких подобных проектах, я постараюсь дать анализ наиболее успешным проектам, подвести итоги над причинами их популярности.
Расскажу вам о наиболее частных заблуждениях (поработаю разрушителем легенд) организаторов подобных пирамид, опустив, впрочем, истории неудачников - они вам не особо интересны, правда?
Кто-то может сказать, что информация эта достаётся из интернета по желанию левой пятки ноги и они всё это знают, но все же рекомендую им почитать.
Итак, добро пожаловать в справочник начинающего пирамидостроителя.
Терминология
В этом кратком словарике я дам определение нескольким ключевым понятиям, ведь люди часто вкладывают в значение того или иного слова свой собственный смысл, что является косвенной причиной зарождения непонимания, появлению глупых, иногда даже тупых, вопросов.
Финансовая (инвестиционная) пирамида - псевдоинвестиционная организация, где основным (часто единственным) способом обеспечения доходности для инвесторов (вкладчиков) является растущая в геометрической прогрессии волна вкладов от новых участников (вкладчиков, инвесторов, лашков). Обычно организация не ведёт никакой инвестиционной деятельности, привлеченные посредством вкладов средства расходуются на выплаты дивидендов по более ранним обязательствам, рекламу организации и, собсно, в карман организатору. Под вышеданное определение подпадает любая финансовая пирамида, вне зависимости от метода распределения средств в рамках структуры, наличия номинального товара (курсы, хостинг, златые слитки, интернет-телефония).
МЛМ (многоуровневый маркетинг) - схема реализации продукции (в нашем случае это скорее можно назвать услугами), когда создаётся независимая сеть продавцов, имеющих право привлекать продавцов с аналогичными правами (реализация товара/услуги, привлечение продавцов). По сути представляет собой пирамидальную структуру (для существования которой необходим непрерывный приток участников), которую только конченые люди могут назвать бизнесом: каждый участник заинтересован в привлечении всё большего числа потенциальных участников, которые либо приобретут продукт компании (всех заебавшие Amway, Tupperware, Oriflame), либо некий "стартовый пакет" (InWeb24, TalkFusion). Лежит в основе большинства современных финансовых пирамид, ведущих деятельность в реальном мире (не интернете).
Схема Понци (в некоторых источниках Понзи) - классическая схема, названная именем одного из самых ярких представителей пирамидостроения - Чарльза Понци. Обещая своим вкладчикам высокие дивиденды под предлогом спекуляции международными финансовыми инструментами, он не вёл никакой инвестиционной (да и любой другой) деятельности, занимаясь лишь привлечением новых вкладчиков, за счёт которых и проводились выплаты. Не является первопроходцем, но стал в своё время знаковой личностью, чем ныне и знаменит. Хотелось бы добавить, что мистер Чарльз плохо кончил.
Хайп (hyip) - высокорискованная инвестиционная программа. В интернете большинство финансовых пирамид представленно именно хайпами. Подобные ресурсы предлагают вложить средства под высокий процент, прибыль формируется за счет постоянного привлечения новых вкладчиков, т.е. большинство хайпов работает по классической схеме (Понци). Но есть ряд оговорок. Хайпы оче часто начинают классифицировать по неким визуальным признакам (партизан, например), что не совсем верно. Можно выделить три основных типа хайпов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. И если первых два типа явно являются финансовыми пирамидами, то долгосрочные хайпы иногда (такое бывает) действительно организуют ту или иную инвестиционную деятельность.
Скам (scam) - в переводе с английского - обман. Это слово часто используют русские лашки, обзывая скамом тот или иной проект, прекративший выплаты и прокинувший их через хуй в двадцатый раз, но это не совсем верно. В своем первоначальном значении скам - инвестиционный проект, создававшийся с целью стрясти денег на пиво попить/выходные побарагозить и не предусматривающий выплат как таковых (лашкам об этом обычно не говорится). Т.е. если классический хайп (финансовая пирамида) производит какие-то выплаты, то скам организуется с целью сразу пробросить через хуй доверчивых вкладчиков. Не иначе. В то же время сейчас это слово используют для обозначения прогоревшей, закрывшейся финансовой пирамиды. В рамках данной статьи я буду использовать его в значении "закрывшийся проект, пробросивший пару десятков/сотен/тысяч вкладчиков".
Вкладчик (участник, партнёр, инвестор) - в глазах организатора фин. пирамиды это такой лашок, которого стоит доить до тех пор, пока деньги есть. Время от времени лашки объединяются в команды (либо становятся рефоводами, занимаясь приглашением толп людей в тот или иной проект, не вкладывая ни копейки своих денег, а получая какой-то процент от вкладов своих рефералов... sort of win) и доят самых организаторов. Так что не думайте, что вы тут самый умный, а вкладчики все как один - лашки
Немного теории, зарождение явления
Первые финансовые пирамиды появились вместе с появлением первых акционерных сообществ, т.е. вскоре после колонизации Нового Света.
Миссисипская компания и Компания Южных Морей появились в начале восемнадцатого века, обе эксплуатировали среди инвесторов легенду про извлечение сверхприбылей из торговых операций/эксплуатирования природных богатств Нового Света (Америка). Обе компании использовали передовые СМИ (на тот момент это были газеты) для положительного освещения своей деятельности, биржевая оценка акций обоих компаний в разы превышала их действительную стоимость и, самое главное, ни одна компания изначально не могла достичь заявленной доходности.
Это были первые финансовые пирамиды. Да, подобные мошеннические предприятия существовали и ранее, но именно эти имели тот размах и те черты, которые до сих пор свойственны большинству подобных организаций:
• эксплуатирование красивой легенды для обоснования сверхприбылей (лично я косо смотрю на любые обещания законно иметь >15% годовых в твердой валюте с учетом инфляции)
• рекламная компания с участием передовых способов передачи информации для формирования положительного облика организации
• привлечение большого числа вкладчиков, что стимулировало накопление капитала и создавало ажиотаж на ценные бумаги предприятий
• отсутствие реальной деятельности, либо несоответствие проводимых компаний мероприятий заявленной деятельности
• неспособность в определённый момент времени исполнить свои обязательства перед инвесторами, что выливается в сброс вкладчиками ценных бумаг предприятия, обесценивание ценных бумаг вызванное массовой "сдачей" и паникой инвесторов, банкротство, посыл найух инвесторов, и, обычно, безбедная жизнь организатора компании. Он ведь ничего не потерял
Грамотно организованная финансовая пирамида может осуществлять свою деятельность очень долгое время, но об этом чуть позже.
В одной провинциальной газете было размещено следующее объявление: "Велосипед за 10 рублей! Каждый может приобрести в собственность велосипед, затратив только 10 рублей. Пользуйтесь редким случаем. ВMECTO 50 РУБЛЕЙ — 10 РУБ." (Ничего не напоминает?).
Условия "акции" были примерно таковы, что за 10 рублей высылался не велосипед, а четыре билета, которых необходимо было продать своим знакомым за 10 рублей каждый. После чего собранные 40 рубликов необходимо было отправить фирме, которая в скором времени доставляла счастливому владельцу новенький велосипед. Обман есть? Обмана нет. Единственный минус заключался в том, что необходимо было всё-таки продать четыре билета, но ведь это легкий труд. Всего-то четыре маленьких билета, которые позволят своим покупателям также получить велосипед за 10 рублей (стоимость билета). Нужно-то всего лишь продать по пять билетов.
На первый взгляд никакого мошенничество здесь нет, но так называемая "лавина" не могла продолжаться сколь бы то долгое время.
Ниже представлена числовая пирамида, посредством которой мы подсчитаем убытки жителей города (а убытки жителей, есть доход организаторов):
1 - первый человек, приобревший первый билет за 10 рублей
4 - знакомые первопроходца, купившиеся на столь заманчивое предложение
20 - знакомые знакомых, привлеченные в пирамиду
100 - целый район собирает денежку на велосипеды
500 - зараза расползается по городу, одурманивая умы
2500 - полиция бессильна, мэр города приобрёл билетик
12500 - не велосипедах сидят все дети и мужчины, билеты начинают впаривать старикам
62500 - все жители города уже приобрели билет, брат первого велосипедиста был побит автомобильными лоббистами и умер
Итак, что мы видим. Последние, кто получил велосипед, это люди на седьмом уровне числовой пирамиды. Восьмой уровень и рад бы продать билеты, но некому. Весь губернский город купил билеты, в соседних городах история та же. Кто же выиграл? Организаторы, конечно. Если брать в расчёт идеальные условия (каждый приобревший билет за 10 рублей продал по пять билетов и отослал деньги фирме, сделать это успели все люди по седьмой уровень включительно). Но выходит так, что весь восьмой уровень отдал по десять рублей... просто так?
Фирма заработала на афере более полумиллиона рублей, организатор иммигрировал в Париж писать мемуары и сатирические рассказы, одураченые люди пошли строить коммунизм/социализм в отдельно всятой стране. Лавина вкладов захлебнулась. Сам Перельман даёт вкладчикам следующую оценку "Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчетом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов."
На первый взгляд велосипедная контора не похожа на пафосную Компанию Южных Морей (с), но суть одна и та же. Красивая легенда, рекламная компания и неспособность выполнить свои обязательства вызванная превалированием объема обязательств над новыми вкладами.